Я с любопытством посмотрел на него. Изломанный нос, грустные глаза. Лицо человека, которого побила жизнь. Может быть даже при этом немного в процессе этого проспиртовав.
- А вы точно психолог? Я вспомнил известный анекдот и чуть не рассмеялся. Но, разумеется, вслух это не произнес. Мне его порекомендовали. И, по крайней мере, сам он не выглядел психом- явление среди психологов и психиатров прямо скажем редкое.
- Извините, я чуть опоздал, пробки... привычно соврал я. Опаздываю всегда. В отличии от нашего президента, который этим выбивает из колеи своих коллег, и говорят добивается психологического преимущества, делаю это просто из разгильдяйства.
Психолог внимательно посмотрел на меня и улыбнулся. Скажу сразу- если бы я такую улыбку увидел в темном переулке, она бы мне не понравилась. Очень.
-Нет проблем. Просто давай договоримся. У тебя есть время- вот как сейчас- с четырех до пяти. Если ты за сутки не отменил - ты его оплачиваешь. Можешь приходить ровно в четыре- у нас будет час. Можешь без пяти пять- позанимаемся целых пять минут. Хочешь вообще не приходить- твой выбор, просто переводи деньги и все. Идет?
Я растерялся, но вынужден был признать его правоту и согласился.
Мы прошли в комнату.
Она не походила на стерильный врачебный кабинет. Обычная питерская квартира, родом из интеллигентской инженерной культуры позднего советского периода.
Книги на полках, сервант, ковры, диван и несколько кресел. Психолог сел в одно из них, и жестом предложил мне располагаться в другом. Шторы были прикрыты, пятирожковая люстра как гигантский паук притаившаяся на потолке выключена, и комната погружена в полумрак.
- С чем будем работать? Спросил психолог. Я глубоко задумался.
-Знаете, я не могу честно зарабатывать деньги. Брать кредиты и потом их отдавать могу. Если что-то нужно сделать и на это нужны деньги я их «нахожу». А вот просто честно брать деньги за свой труд я не могу. Мне стыдно. Труд другого я могу оплачивать, а за свою работу мне стыдно брать деньги, кажется что за это ничего не стоит. Как то так.
- Деньги это большая тема. А ты - кстати, ничего, если мы будем общаться на ты, тебе это нормально? Спросил он. Я согласился.
Так вот. Ты два раза произнес слово стыдно.
- Да. Мне стыдно зарабатывать. Подтвердил я.
- Хорошо. А ты не хочешь начать с этого? Разобраться для начала со стыдом?
- Можно, неуверенно согласился я.
- Хорошо. Вспомни несколько стыдных поступков из своего детства. Просто расскажи о них.
Я опять задумался. Стыдные поступки...
- Просто начни, не важно самые стыдные, или просто те, что тебе сейчас вспомнятся, подбодрил меня он.
-Ну... например случай с бабушкой... одна из моих бабушек впала в старческий маразм, и я оставался несколько раз с ней. И что-бы она никуда не сбежала, связывал ее...
Мы с отцом привезли картошку с дачи, много, и продавали у подъезда. Я ходил, предлагал купить людям. Потом мне было стыдно. Тем более что деньги за одно проданное ведро я оставил себе.
Стыдно как я мучил кошку, стрелял в нее водой.
Стыдно, что притворялся что не умею ничего делать, заставляя мать с отцом одевать и раздевать меня и еще много прихотей исполнять...
А больше ничего не вспоминается.
- Это нормально. Потом возможно вспомниться. Давай возьмем случай... что вы там продавали? Картошку? Согласен с этим поработать?
-Да. А как?
- Тут два кресла. Представь, что в одном сидишь ты сейчас, взрослый, поживший, а вот в том- маленький мальчик, что продавал картошку. Сядь во взрослое кресло, и попроси у маленького- по имени, как тебя в детстве звали? рассказать большому, о своих чувствах, в тот момент.
Я переместился в «взрослое» кресло. Не скажу, что почувствовал нечто необычное, но тем не менее...
- Олеженька, что ты чувствовал, когда продавал картошку?
Психолог кивнул, и я переместился в детское кресло.
- Мне не хотелось продавать. Это могли увидеть одноклассники. Стыдно, что мы вынуждены были это делать. И одновременно возбуждение, азарт, когда подходил к незнакомым людям, и предлагал купить. Особенно когда они соглашались, и платили деньги. Для меня это была игра.
- Сядь в обычное кресло. Я пересел.
Ты получил за это каких-то денег? От кого?
- Я уже не помню. Кажется рубль. Может просто оставил с разрешения отца, или сам по себе. В любом случае это было от матери скрыто.
- Скажи что- нибудь от имени взрослого ребенку. И спроси про деньги.
Я сел во «взрослое» кресло.
Олеженька, это нормально продавать. Особенно когда сами это создали. В этом нет ничего стыдного. Ты молодец, что смог подойти к незнакомым людям, и предложить им купить. Не все это могут! Что ты почувствовал, когда получил деньги?
Мое тело переместилось на метр в другое кресло, а душа в детство.
- Мне казалось, что получил деньги не за что. Вырастил картошку не я, даже продавал отец. Я просто приводил к нему людей. Играл в продавца.
Опять взрослое место.
- Олеженька, ты молодец, ты делал большую работу. Приводил клиентов. За это нужно платить. Без тебя отец не продал бы столько. Поэтому ты честно и справедливо получил эти деньги. Это отлично.
Продолжение в комментари